Когда уже провёл последний раз бритвой по подбородку, то подумал: а кто это придумал и решил разузнать всю историю сей процедуры.
Бритва. Эволюция
История бритья почти так же стара, как человечество: около 20 тысяч лет назад наши предки начали удалять волосы на лице - почему, неизвестно. Возможно, дамы каменного века решили, что так мужчины выглядят значительно лучше. А возможно, всё исходило от абсолютно эгоистичного желания человека не походить на животных хотя бы внешне.
В дело шло всё, что попадалось под руку, – скребки, каменные ножи, пустые раковины моллюсков для более тщательного выщипывания и т. д. В ритуальном экстазе мужчины обмазывали себя глиной, которую через некоторое время безжалостно отдирали вместе с замурованными усами и бородой.
В железный век не только обострились социальные отношения, но, как показывают раскопки, усовершенствовались орудия труда и, в частности, приспособления для бритья. Тогда впервые появились острые металлические предметы. Однако бритье по-прежнему оставалось достаточно опасным занятием, а бритвенный прибор требовал значительных усовершенствований.
Острая история
Новаторами в области изобретения бритвенных приспособлений по праву можно считать людей военных. Именно они в разные времена и исторические эпохи творчески подходили к бритью. В перерывах между битвами воины развлекали себя, наводя глянец на щеках и подбородке, используя для этого то, что было под рукою, – саблю, секиру, нож. Позже развлечения переросли в привычку, в традицию, были закреплены в армейском уставе. А простой боевой нож эволюционировал в острую опасную бритву.
Начался быстрый прогресс: в 1100 г. до Рождества Христова в Европе уже пользовались предшественниками современных бритв - бритвами с одним лезвием и ручкой. Примерно в 330 г. до Р.Х., во времена правления Александра Великого, греки и римляне переняли египетский метод бритья с помощью бронзовых скребков. Воины стали брить не только бороды, но и волосы на голове, чтобы враги не могли за них схватить. С тех пор небритые дикие народы стали называть «варварами», от латинского слова «barba» - борода. Немецкий глагол «бриться» (rasieren) тоже имеет латинские корни. Он происходит от глагола «rasare», буквально - царапать или скоблить.
В течение последующих столетий форма и материал бритвы претерпевали некоторые изменения, однако в целом оставались прежними, хотя отдельные люди и испытывали трудности в обращении с ней. Моряки первыми выяснили, что в море довольно сложно без последствий водить по лицу острой бритвой. Они перестали это делать, и большинство из них отрастило бороды. Тот, кто мог себе позволить, брился у цирюльника. Уже древние греки открывали салоны для бритья, которые в последующие столетия стали учреждениями, имеющими большое социальное значение. Там встречались, чтобы обменяться новостями, поболтать, почитать газету. Для простых людей брадобрей был центром деревенской или городской жизни, а его посещение заменяло благородные клубы. Состоятельные люди часто брились с помощью личного слуги или, по крайней мере, вызывали цирюльника на дом.
Опасная бритва хоть и удобней секиры, но пользоваться ею самолично могли только обладатели крепкой нервной системы. На Руси бояре вообще отказывались подвергать себя риску и, по одной из исторических версий, придумали теорию об особом длиннобородом достоинстве. Только благодаря царю-революционеру Петру I, рубившему бороды «с плеча», мы сумели доказать басурманам, что русский мужчина не хуже татарина. Да что и говорить, в истории всякое бывало.
В эту эпоху хуже всего дела с бритьём обстояли в армии. Развитие военной техники и военного искусства не позволяли расслабиться и сосредоточиться в свободное от боёв время на любимом занятии. Количество зарезанных при неосторожном бритье бойцов постоянно росло и грозило перерасти в общечеловеческую катастрофу. И решение было найдено военным в отставке, который на пенсии размышлял о путях спасения солдатских жизней. А может, из-за контузии его руки дрожали, и бриться опасной бритвой он уже не мог. Ходят также слухи, что полковник просто решил заняться выгодной коммерцией. Так или иначе, но ему это удалось. И в начале XIX века отставной полковник Шик изобрел бритвенный станок. Процесс бритья в один момент превратился во вполне безопасное занятие. Величина выступающего лезвия была столь мала, что зарезать себя или противника было невозможно.
Это событие достойно того, чтобы поставить его в один ряд с изобретением колеса. Процесс совершенствования станка для бритья лавинообразно охватил лучшие умы человечества. Усовершенствовалось все: лезвия по форме и химическому составу, форма и дизайн ручки, маневренность и удобство головки. Количество сопутствовавших бритью товаров превзошло количество известных женских духов.
С XVIII века до наших дней
Начиная с XVIII века, цитаделью производства бритв был английский город Шеффилд (Sheffield). Позже появился второй бритвенный центр - немецкий город Золинген (Solingen). Число существовавших в то время марок и производителей было настолько велико, что сегодня трудно восстановить истории их развития. Сотни мелких и крупных предприятий поставляли на мировой рынок бесчисленное количество бритв. Бритвы из Золингена прославились благодаря своей первоклассной углубленной заточке. Шуршащий шелест, издаваемый ими при бритье, наградил их дополнительным названием «поющие бритвы».
Золотой век опасной бритвы закончился в 1895 году, после того, как американский изобретатель-любитель по имени King Camp Gillette (его действительно так звали) воплотил свою идею - зажать обоюдоострое лезвие в ручке-держателе. Свое изобретение он назвал «safety razor» (безопасная бритва). И правда, бритье стало существенно проще и безопаснее. Родилось недолговечное бритвенное лезвие, которое революционным образом изменило быт мужской части человечества. Хотя первые бритвы Gillette поступили на рынок только в 1903 году, бритвенная история началась успешно: уже в 1904 году было продано 12,4 миллионов штук таких бритв! Следующий этап в развитии произошел только спустя полвека. Британская фирма Wilkinson Sword, основанная в 1772 году для производства пушек и холодного оружия, в 1956 году представила первую нержавеющую бритву. Но и у нее возник конкурент - электробритва, запатентованная ещё в 1928 году Якобом Шиком (Jacob Schick). Первый её вариант был неудобен в использовании, поэтому долго не пользовался спросом. Только в 70-е годы, после того как американская фирма Ремингтон (Remington) перевернула рынок, усовершенствовав технику, электробритвы приобрели популярность и стали раскупаться в больших количествах.
А в 1975 году Марселем Биком (BIC) была создана первая одноразовая бритва. Он предложил принципиально новую конструкцию бритвы с неснимаемой головкой ("one-piece"), очень удобной в применении и гарантирующей чистое гигиеничное бритье, и, главное, очень доступное по цене. И сегодня одноразовые бритвы очень популярны в мире. Причина - в недорогом и одновременно качественном бритье, а также в возможности беспрепятственно сменить бритву. Вся идея "одноразовости" заключена в том, чтобы необходимую в данный момент вещь можно было легко найти, купить, использовать, а затем без сожаления выбросить. Но в отношении бритвы определение "одноразовый" не совсем точное - жизнь каждой бритвы варьируется в зависимости от частоты использования, размеров обрабатываемой поверхности, характеристики волосяного покрова и т.д. Многие используют бритвы неделями, а иногда и больше.
Что касается опасных бритв, то из их многочисленных производителей в Золингене сегодня остался практически один - фирма Dovo, основанная в 1906 году. Постепенно Dovo приобретала и многие другие марки. Среди прочих - «Бисмарк» (Bismarck), имя, которое уже 150 лет красуется на бритвах и говорит знатокам о превосходном качестве лезвия.
Серьёзный спад индустрии опасных бритв начался с конца 40-х годов. В 50-е годы в производстве бритв на фирме было занято только 35 сотрудников. В 1987 году было сделано только 7 000 бритв. Но через некоторое время Dovo увидела потенциал опасной бритвы как ценного подарка и аксессуара для мужчин, ценящих стиль. С тех пор медленно, но верно, дело пошло в гору.
Современная наука на службе у мужчины
На стыке тысячелетий за бритвенное дело взялись ученые-технологи, конструкторы. В результате их мозговой атаки сейчас на рынке предлагается великое множество удобных современных станков для бритья.
С какими проблемами обычно встречаются при бритье? Во-первых, кожа лица – не ровная полусфера, а скорее поверхность с причудливыми извилинами. Скулы, щеки, подбородок, а чего стоит только переход от лица к шее! Чтобы провести бритвой по таким изгибам, приходится крутить руками, как фокусник. Кто слышал доносящееся из ванной пыхтенье, сопенье или просто отборную брань, тот поймет. Не всем бритьё по душе, а главное – занимает кучу времени.
Придумали. Головке станка придали плавную подвижность. Сначала к простому взад-вперед добавили движение из стороны в сторону, а потом оживили и лезвия, поставив их на пружину. Теперь при сильном или резком нажатии лезвия бритвы автоматически убираются, и неосторожный силач застрахован от порезов. К тому же такие станки «чувствуют» различные препятствия на своем пути, оставляя без изменения прыщи, родинки и наклеенные мушки.
Не обошли вниманием возрастные проблемы кожи. Морщины, без сомнения, украшают мужчин, но невольно добавляют им седых волос. Может, отчасти потому деды отращивают усы и бороды, что выбривать мудрое морщинистое лицо сложно и долго? Но безвыходных ситуаций не бывает. Теперь есть станки со специальными вставками, которые разглаживают кожу, не допуская образования складок на пути движения лезвий. А специальные пластинки придают движению артистическую плавность. Конечно, это не утюг, все морщинки после бритья остаются на месте, но главное – бритье чистое, без порезов.
Вторая главная проблема – пугающая острота бритвы. Понятно, что без этого обойтись совершенно невозможно. Щетину мягкой ваткой не смахнешь, травинкой не перешибешь. Чем бритва будет острее и тверже, тем операция быстрее и эффективнее. Но при этом хочется оставаться без пугающих порезов. Иной раз легче приврать, что жена за вчерашнее поцарапала, чем признать себя неловким в бритье. Сильный пол в большинстве своем боится вида крови. Быть может, это месть природы за былую агрессивность. Но на выручку опять пришли технологи и дизайнеры. На лезвия нацепили специальную тоненькую решетку. Теперь можно бесконечно совершенствовать остроту лезвий, порезы коже не страшны.
А молодых больше интересует дизайн. Им в угоду ручку станка делают самых невообразимых форм. Очень удобна, например, с присосками. Приклеил на стенку около зеркала – и не надо жену пытать, куда бритва пропала.
Экономным подойдут лезвия с альфа-бриллиантовым покрытием, по прочности и остроте превосходящие все современные аналоги. Ну а тем, кто привык легко расставаться с вещами, подойдут одноразовые станки.
Не будем вдаваться в технологические подробности изготовления лезвий. Методы вакуумной и плазменной очистки, состав аморфных наслоений интересны лишь узкому кругу специалистов.